Меню сайту
Форма входу
Головна » 2018 » Червень » 2 » Шанс для Кирилла. Политическая конъюнктура складывается так, что ценой конфликта с Константинополем для Кирилла может стать собственное патр
21:20
Шанс для Кирилла. Политическая конъюнктура складывается так, что ценой конфликта с Константинополем для Кирилла может стать собственное патр

Шанс для Кирилла. Политическая конъюнктура складывается так, что ценой конфликта с Константинополем для Кирилла может стать собственное патриаршество

Итак, провозглашения автокефалии Украинской Церкви на заседании Синода Константинопольского патриархата 31 мая не состоялось. Конечно, только самые горячие головы называли эту дату как вероятный день провозглашения автокефалии, большинство церковных деятелей, политиков и экспертов высказывалось более обтекаемо. Но, что греха таить, сторонники автокефалии, затаив дыхание, ждали именно этого дня, во многом, конечно, полагаясь на чудо, которое в религиозной жизни вообще играет большую роль. Чуда не произошло, сложный, с византийскими элементами, политический процесс продолжается.  

За полтора месяца, прошедшие после сенсационного заявления Петра Порошенко об «очень скором» провозглашении украинской автокефалии, много было сказано о неискушенности украинских политиков в церковных интригах. Нежелающие верить в "наивность политиков", напротив, выдвигали конспирологические идеи о том, какие цели преследует Петр Порошенко, столь громко и торжественно выступая с заведомо несбыточными обещаниями. Позитивно настроенные конспирологи верили в прямой доступ президента Украины к таким высоким тайнам мировой политики, которые простым смертным и постичь-то невозможно. И если на самом высоком, «закулисном» американском уровне уже принято решение об автокефалии Украинской Церкви, то никакие московские миллиарды не помешают его исполнению, уверяли они.

Реальная картина все-таки не столь романтична. Да, с одной стороны, путь к провозглашению автокефалии Украинской Церкви безальтернативен. Это так же очевидно, как невозможность воссоздания Советского Союза или Российской империи. С другой стороны, путь этот может быть еще долгим и тернистым, и Москва еще вложит немалые ресурсы (что с ее стороны, конечно, недальновидно, но она по-другому не может) в борьбу с украинской автокефалией. Равно как и путь Украины к полновесной независимости и процветанию в семье демократических европейских государств еще далек от финишной прямой. Но логика истории в этом вопросе однозначна.

Действуя в рамках византийской традиции, Константинопольская патриархия пока «посылает сигналы». Так, 30 мая ее Синод заявил о том, что берет на себя урегулирование статуса Македонской Церкви (Охридской архиепископии). Ранее «мировое православие», включая Константинополь, признавало вхождение епархий на территории Бывшей югославской Республики Македония в состав Сербского патриархата. Теперь же Константинополь ссылается на свои «прерогативы первенствующего престола». Очевидно, так создается задел для Украины, потому что ситуации с самопровозглашенной автокефалией Македонской Церкви и самопровозглашенной автокефалией УПЦ КП совершенно идентичны. Разве что масштабы немного разные. В случае с Македонской Церковью Константинополю придется решить еще и непростую для греческого сознания проблему с ее названием – ведь Греция настаивает на том, что Македония только одна, со столицей в Салониках, и она – неотъемлемая часть Греции. Так что, очевидно, новая автокефальная Церковь будет официально иметь «нейтральное» название (например, Охридская архиепископия), а название «Македонская» сохранится лишь для внутреннего употребления. С Украинской же Церковью такой проблемы не возникнет, потому что – сколько бы имперские шовинисты ни отрицали само право Украины называться Украиной, - такое название своему бывшему экзархату присвоил в 1990 году сам Московский патриархат. И с тех пор не предпринимал, да и не смог бы предпринять, каких-либо попыток его изменить.

Начало процесса урегулирования Константинополем статуса Македонской Церкви означает разрыв отношений Константинопольского и Сербского патриархатов. Между прочим, в обозримой перспективе Константинополь может «отщипнуть» от Сербии еще как минимум два куска, давно уже независимых от нее в политическом плане, - Боснию-Герцеговину и Черногорию. Нельзя исключать и провозглашения Хорватской Православной Церкви, благо исторический прецедент такого рода был создан в годы Второй мировой войны. Неслучайно заявлению константинопольского Синода о Македонии предшествовал визит в Москву Сербского Патриарха Иринея, который жестко выступил против автокефалии Украинской Церкви. Так постепенно формируются контуры «мирового православия-2».

Какие еще события формируют эти контуры? Москва пытается занести в свой актив поддержку сирийского режима Башара Асада, от которого в некоторой степени зависит Антиохийский патриархат. Кроме того, активно работает подворье этого патриархата в Москве, которое уже почти 40 лет возглавляет митрополит Нифон – через него проходят немалые средства. Но митрополит Нифон уже стар, а степень зависимости Антиохии от Асада преувеличивать не стоит (Патриарх там предпочитает жить не в разрушенной Сирии, а в Ливане). Кроме того, число приходов Антиохийского патриархата в Америке постоянно растет – именно они становятся главной экономической и политической базой этого патриархата (что естественно сближает его с «проамериканским» Константинополем), а на самом Ближнем Востоке имеет место конфликт между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами, который уже привел к продолжительному разрыву общения между ними. Слишком рьяная поддержка Москвой Антиохийского патриархата может не понравиться Иерусалимскому патриархату, а Москве никак нельзя терять своих позиций в Святой Земле – это ведь и гигантский паломнический бизнес, и один из способов легитимации кремлевского режима и РПЦ МП (через ежегодное схождение Благодатного огня при спонсорской поддержке московского Фонда Андрея Первозванного).

Москва может «обыграть» некоторую досаду Болгарского патриархата, который разработал уже было свой план «возвращение в каноническое поле» Македонской Церкви – через согласие Сербской Церкви передать ее в состав Болгарской на правах широкой автономии (македонцы и болгары – практически один народ). Вмешательство Константинополя аннулирует этот план, потому что «каноническая автокефалия» гораздо интереснее македонцам, нежели «широкая автономия». Однако внезапный приступ «ярости благородной», который продемонстрировал Патриарх Кирилл (Гундяев) в ходе своего визита в Болгарию в начале марта, настроил против него и РПЦ МП в целом болгарскую политическую элиту, на которую так или иначе ориентируется Болгарский патриархат. Парадоксальным образом Кирилл сам уничтожил свои потенциально неплохие позиции в Болгарии.

Считается, что некоторые шансы Москва имеет в отношении Александрийского патриархата, с которого начал свой майский вояж против украинской автокефалии митрополит Иларион (Алфеев). Александрийский патриархат не имеет канонических структур за пределами Африки, зато в самой Африке он сплошь состоит из «миссионерских епархий», которые съедают любое количество средств. Соответственно, если Москва готова взять на себя содержание этой черной дыры (не в этнографическом, а в финансово-физическом смысле!), как когда-то Советский Союз содержал половину африканских стран, то флаг ему в руки.

Традиционно, благодаря общей советской истории, в орбиту Московского патриархата входила Грузинская Церковь, да и сейчас отношения между ними вроде бы неплохие. Но картину сильно портит проблема Абхазии и Южной Осетии. По понятным причинам Московский патриархат не может прямо осудить отторжение этих территорий от Грузии, но номинально каноническую юрисдикцию Тбилиси над ними признает. При этом насаждает там свои полуофициальные канонические структуры, что создает конфликтное поле, мешающее Грузинскому патриархату стать сателлитом Московского.

Когда-то РПЦ МП считала «своими» также автокефальные Церкви Польши, Чехии и Словакии, но они благополучно перешли еще в 1990-е гг. в орбиту влияния Константинополя, «переучредив» под его началом свои автокефалии. Правда, 30 мая предстоятель Чехо-Словацкой Церкви Митрополит Ростислав, в свое время, при избрании на престол, лоббировавшийся Москвой, высказался фактически против украинской автокефалии.

Таким образом, по итогам первого месяца процесса предоставления автокефалии Украинской Церкви, картина выглядит следующим образом. Спринтерские темпы, наметившиеся в апреле, сменились более затяжным политическим процессом. Ситуативно, это усиливает позиции Москвы, позволяя ей и дальше тянуть время. Зачем это нужно стратегически – непонятно, ведь Москва же не собирается на полном серьезе включать Украину в состав РФ. Видимо, в затягивании времени заинтересована группа людей, зарабатывающая свои коррупционные миллионы на подкупе поместных Церквей (или их частей), готовых выступить против украинской автокефалии. Увы, так объясняются многие явления российской внутренней и внешней политики, которые со стороны выглядят абсурдными и стратегически проигрышными. Если Константинополь не сможет в июле провозгласить автокефалию Украинской Церкви, процесс грозит растянуться на несколько лет. А если сможет, то весьма вероятен глобальный раскол православного мира, о котором предупреждает митрополит Иларион (Алфеев), - появятся «мировое православие-1» во главе с Константинополем и «мировое православие-2» во главе с Москвой. Этот раскол, по правде говоря, имеет не только геополитические и юрисдикционно-административные, но и культурные, и исторические, и собственно богословские предпосылки.

После падения Российской империи векторы развития Православия в ХХ веке стали во многом противоположными: либеральный и консервативный, экуменический и эксклюзивистский, прозападный и автаркический… Удерживать эти векторы в одном «каноническом поле» чрезвычайно сложно – поэтому от официальных поместных Церквей в ХХ веке периодически откалывались консервативные куски разной величины (РПЦЗ и ИПЦ от Русской, старостильники от Элладской и т.д.). Теперь у «мирового православия» появляется шанс «конституировать» это фундаментальное разделение за счет создания двух «семей Церквей», каждая из которых будет считать себя канонической, но при этом они будут двигаться по двум противоположным векторам развития Православия. А поскольку оба вектора так или иначе представлены в большинстве поместных Церквей, речь может идти о создании «параллельных» православных юрисдикций во всех странах православного присутствия. Конечно, статистическое соотношение двух «мировых православий» в каждой стране будет определяться местными условиями.

Некоторый парадокс тут заключается в том, что консервативное «мировое православие-2» в современных условиях предстоит возглавить Патриарху Кириллу (Гундяеву) – верному ученику митрополита Никодима (Ротова) и убежденному экуменисту. Безусловно, более органично в этой роле смотрелся бы Тихон (Шевкунов), никогда ни в каком экуменическом движении не участвовавший, в Швейцарии не живший, горными лыжами не увлекавшийся и руки Папам Римским не целовавший. Международная самоизоляция России предполагает создание ею «параллельных» структур – как в сфере политики, так и в экономике, и в религиозной жизни. С геополитической точки зрения, сегодня самый благоприятный момент для создания «мирового православия-2» с центром в Москве и с крайне изоляционистской, «староверческой» идеологией наподобие «русского мира». Кажется, что этот сценарий не по душе Кириллу, но более комплиментарный этому сценарию кандидат уже наступает на пятки. Как это ни странно, но путь к сохранению Кириллом своего положения лежит через поиск компромисса с Константинополем по украинскому вопросу. Это позволяет Кириллу сберечь в качестве источника своей легитимности «признание мировым православием» и «сохранение всеправославного единства». В противном, изоляционистском случае единственным источником его легитимности становится Кремль, который вряд ли поймет и оценит «никодимовские» ценности Патриарха…

Александр Солдатов

http://credo.press

Переглядів: 55 | Додав: xCosmick | Рейтинг: 2.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Календар
«  Червень 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архів записів
Друзі сайту
 
  
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2018 Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz