Меню сайту
Форма входу
Головна » 2017 » Серпень » 4 » ПЛОДЫ FILIOQUE. Об одном соблазне для Киевского патриархата…​​​​​​​
01:15
ПЛОДЫ FILIOQUE. Об одном соблазне для Киевского патриархата…​​​​​​​

ПЛОДЫ FILIOQUE. Об одном соблазне для Киевского патриархата…

Иеромонах Тихон (Козушин).

Это маленькое эссе на тему Filioque я написал довольно давно, и с тех пор оно даже помогло нескольким бывшим католикам принять православие. Обновить эту публикацию меня побудили размышления над судьбой УПЦ КП – новой национальной Церкви Украины. Отбросим пока тот факт, что возглавляет ее в данный момент 88-летний Патриарх Филарет (Денисенко), ибо даже клирики этой Церкви говорят, что не ему предстоит определять ее будущее. Церковь интересна тем, что она, несмотря на юный возраст (25 лет), по числу последователей занимает достойное место даже среди «пожилых» Церквей «мирового православия», но - главное - тем, что пока она развивается практически в полной свободе, без уз, «скреп», «симфоний» с государством и т.п. Единственное, что пока настораживает, в частности лично меня, как воспитанного на традициях старой, доуниональной РПЦЗ, это практикующийся УПЦ КП безудержный экуменизм, вплоть до сослужения с греко-католиками, то есть католиками местного этнофилетического рОзлива. Это печалит. Однако церковно-историческую подоплеку такого синкретизма в Украине, я надеюсь, опишет кто-нибудь более меня исторически компетентный. Мне же хотелось бы адресовать мое каноническое эссе тем в УПЦ КП (а также и более широкой аудитории), кого глубокое еретичество латинских догматических воззрений пока не смущает.

То, что католики - наши «братья по разуму», никто отрицать не возьмется. А вот братья ли они православным по вере - вопрос, на который надо ответить, и хоть такие ответы уже звучали в истории Церкви, даже на соборном уровне (Влахерн, 879-880), современные гуманистические и экуменические тенденции снова и снова ставят этот вопрос перед православным сознанием. Свят. Марк Эфесский в оправдание своего резкого отказа подписать Унию во Флоренции в 1440-х годах недоумевал: «Как можно соединяться с еретиками!?» Но прав ли он был в столь резкой оценке католичества?

Любой семинарист 1-го класса отчеканит, что различает нас с католиками всего одно слово, добавленное ими в текст Символа Веры, который поется в Церкви как Символ единомыслия, необходимого для участия в Евхаристии («Возлюбим друг друга, и единомыслием исповемы…»). Слово это – «filioque» («и Сына»), добавленное к фразе о Святом Духе - «иже от Отца исходящего». То есть, по-католически, Дух Святый исходит не только от Отца, как верят православные, но и от Сына.

Здесь надо дать резюме того, как верят о Троице православные: Мы веруем в Единого Бога в Трех Лицах (Личностях, Ипостасях), равночестных и равно-божественных, отличающихся по откровению только следующими характеристиками: Бог-Отец – превечно рождающий Сына и изводящий Духа; Бог-Сын – превечно рождённый и единородный; и Бог Дух Святый, от Отца исходящий, равночестный и равнопоклоняемый со Отцем и Сыном. «Большего» или «меньшего» мы о Троице в Самой Себе не ведаем, ну еще кроме того, что единит Три Ипостаси Любовь неизреченная.

А что же к этой вере добавляет «филиокве»?

А добавляет то, что вносит СУБОРДИНАЦИЮ (неравночестность) в «поочередные» отношения Трех Лиц Троицы. Почему? Да потому, что, если и Отец, и Сын природно изводят Духа Святаго, значит они имеют ВМЕСТЕ то, чем обделен Святый Дух. Дух, таким образом, получается у сторонников filioque ущербным, как бы «не совсем Богом». Итак, одно словечко, добавленное к Символу Веры ad majorem Dei gloriam (кто бы сомневался!), ведет к страшным последствиям – и богословским, и практическим, и историческим, и, я бы добавил, бытовым.

В статье «Католицизм» разных энциклопедий вам перечислят несколько самых основных (ударных) отличий от православия, которые увели римских католицизм из Церкви официально на 1000 лет, после официального взаимного анафематствования 1054 года, а неофициально - почти на 1400 лет, со времени первых догматических шатаний в Западной Церкви. В догматическом плане эти отличия включают 1) Догмат о примате, викариатстве и непогрешимости Папы ex cathedra, 2) Догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы от ее родителей, 3) Учения о «чистилище» и «сверхдолжных заслугах», попадающих в качестве доходов курии в папский «Банк Заслуг», которыми они иногда даже распоряжаются благочестиво на земле. Нельзя считать несущественными также использование пресного (не квасного) хлеба на Литургии и причащение мирян под одним видом.

Нетрудно показать, что все эти католические «фишки» коренятся именно в «филиокве». Начнем с первого, особого места Папы среди смертных. 

Православные знают, что, вознесшись на небо, Христос не оставил нас сирыми, но пребывает с нами до скончания века Телом Своим пречистым в Евхаристии и послал (НО НЕ ИЗВЕЛ) Духа Святаго Животворящего и наставляющего на всякую истину, живущего с нами в Церкви и там, где ОН хочет, а не куда мы Его посылаем, исходя из наших корявых представлений о благочестии. Отрицая полноценную божественность Духа Святаго, сторонники filioque учат о лишении мiра Его животворящего присутствия, обрекают нас на такую форму деизма (учения о том, что Бог, сотворив мир, отошел во Своя Си, оставив мир существовать как часовой механизм по предустановленным Им физическим законам), которая верующему сознанию невыносима. Вакуум отсутствия домостроительства Духа Святаго сторонники filioque вынуждены заполнять идеей о викариатстве Папы, т.е. на Папу они смотрят как на заместителя Христа, Который ушел в Вознесении, как сейчас сказали бы, «с концами». Христос ушел, а Дух, по их представлениям, «слабоват», чтобы «наставлять на всяку истину», - и тут Папа как викарий Христа оказывается выше по иерархии, чем «Дух», а посему имеет право распоряжаться и дарами «Духа», и самим спасением!

Филиокве совершенно логически ведет к другой ереси – «непорочному зачатию Божией Матери от Ее родителей». Могут ли сторонники filioque иначе смотреть на безгрешное и безмужное Рождество Господа Иисуса Христа от во всем ПОДОБНОЙ НАМ, кроме ЛИЧНОГО греха, Девы? Мы знаем, что Рождество Бога от ТВАРНОГО существа Девы Марии произошло силою НЕТВАРНОГО действия Святаго Духа, уготовившего утробу Девичью к этому Таинственному акту Боговоплощения. Но для сторонников filioque это никак не постижимо. Как мог «Дух», сам исходящий от Сына и не имеющий Его со-причиной своей божественности, преобразить тварную плоть во вместилище Всесвятаго Бога-Слова? Только в том случае, если Сама Богородица была заранее уже изъята из тварного мира через непорочное зачатие. Как-то так неуклюже они мыслят об этом… В бытовом аспекте это привело к совершенно плотскому и эротичному рыцарскому культу Прекрасной Девы. Обратите внимание, что католики западного обряда стараются не называть Пречистую Деву Богородицей, следуя в этом еретическому учению Нестория, разгромленному святителем Кириллом Александрийским.

Исходя из отрицания полноты Божества в Ипостаси Духа Святаго, сторонники filioque отрицали и полноту действия Его в трудящихся над стяжанием Его – у так называемых исихастов (делателей умной молитвы), т.е. отрицали ОБОЖИВАЮЩЕЕ действие Духа Святого и вообще благодати (энергий Божиих) на человека, ищущего и труждающегося на этом поприще.

http://credo.press

Переглядів: 24 | Додав: Yarko | Теги: віровчення, УГКЦ, РКЦ, філіокве | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Календар
«  Серпень 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архів записів
Друзі сайту
 
  
Статистика

Онлайн всього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2017 Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz