Меню сайту
Форма входу
Головна » 2016 » Травень » 9 » КАТАЛОГ ОТСТУПЛЕНИЙ
23:03
КАТАЛОГ ОТСТУПЛЕНИЙ

Иеромонах Иероним. КАТАЛОГ ОТСТУПЛЕНИЙ. 

О неправославии Совместного заявления, подписанного Папой Франциском и Патриархом Кириллом (Гундяевым). Часть первая

Часть первая   Часть вторая

Почему Гаванская декларация, подписанная 12 февраля, неприемлема для всех тех, кто считает себя православным христианином? Этого никак «не могут понять» в патриархии, но это очевидно простому верующему: во всех пунктах декларации содержится та или иная лукавая ложь. Прежде чем мы обратимся к тексту документа для доказательства нашего утверждения, считаем необходимым привести на память боголюбивым читателям несколько выдержек из церковных документов, сохраняющих свою непреходящую важность. Вот эти выдержки:

«Из ересей, распространившихся в большей части Вселенной, был некогда арианизм, а теперь – папизм. Но и сей последний, хотя доныне еще в силе, не превозможет до конца, а прейдет и низложится. «И великий глас небесный возгласит о нем: низвержен! (Откр. 12, 10)»».

«Всякое неправое учение, касающееся догмата соборной Церкви о блаженной Троице, о происхождении Божеских Лиц, равно как и об исхождении Святого Духа, есть и именуется ересью, а умствующие так – еретиками. Посему единая, святая, соборная и апостольская Церковь, следуя святым отцам восточным и западным, как древле при отцах наших возвещала, так и ныне вновь возвещает соборно, что сие нововведенное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики. Составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви – беззаконно, по силе особенно седьмого правила Третьего Вселенского Собора».

(Из «Окружного послания ко всем православным христианам», составленного в 1848 году и подписанного Патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским)

«Итак, Православная восточная Церковь справедливо хвалится о Христе, что она есть Церковь семи Вселенских соборов и девяти первых веков христианства, следовательно, единая, святая, соборная и апостольская Церковь, столп и утверждение истины. Нынешняя же римская церковь есть церковь новшеств, подложных отеческих творений и извращенного толкования Священного Писания и определений святых Соборов. Посему она достойно и праведно объявлена и объявляется отделенной на всё то время, пока пребудет в своем заблуждении. «Лучше война похвальная, – говорит святой Григорий Назианзин, – нежели мир, отделяющий от Бога»».

«Самый естественный путь к единению есть возвращение римской церкви к древним догматам и древнему устройству церковного управления».

(Из «Послания епископам, клиру и пастве святейшего, апостольского и патриаршего Константинопольского престола» 1895 года)

Начинается Гаванская декларация с заявления о том, что Патриарх и Папа встретились для обсуждения «перспектив развития человеческой цивилизации». К сожалению, документ никак не конкретизирует понятия «человеческая цивилизация». Что подразумевается под этой фразой? Будущее Церкви Христовой или будущее всего остального мира, решительно отказавшегося от Христа и Евангелия? С точки зрения новозаветного учения, всю человеческую цивилизацию ожидает только одна перспектива: перспектива Второго пришествия Христа и Его Страшного Суда над всем человечеством. Именно к этой встрече со Христом всегда готовила и готовит Своих чад Православная Церковь, и никаких иных «перспектив развития» для них никогда не выстраивала. Свою задачу Она всегда видела и видит не в заботе о «развитии цивилизации», а в сохранении верующих людей от тлетворного и заразительного дыхания мира сего, от губительного и развращающего влияния его «цивилизации». Не сказал ли св. апостол Петр, что «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10)? Не предупреждал ли св. апостол Иоанн Богослов, что «весь мир во зле лежит» (1 Ин. 5, 19)? Не завещал ли он христианам уклоняться от языческого нечестия, когда заканчивал соборное послание словами: «Дети! Храните себя от идолов» (1 Ин. 5, 21)? Какую же перспективу «развития человеческой цивилизации» обсуждали Патриарх и Папа на встрече в Гаване?

В этом же п. 1 Заявления говорится о том, что Патриарх и Папа встретились для обсуждения «насущных проблем нашей паствы». Что это за «наша» паства у православного Патриарха с главой католической Церкви, и когда она успела образоваться, – остается непонятным. Называние паствы Московского Патриарха и приверженцев католицизма общим именованием «наша паства» не может не задевать слух всякого православного христианина. Создается впечатление, как будто объединение истины Православия и явных заблуждений католицизма уже произошло.

В п. 2 Заявления Патриарх Кирилл и Папа Франциск извещают верующих о том, что они радуются росту христианской веры в Латинской Америке. «Мощный религиозный потенциал Латинской Америки, ее многовековые христианские традиции, реализуемые в жизненном опыте миллионов людей, – говорится в документе, – являются залогом великого будущего этого региона». Нельзя не заметить, что вся эта плакатно-лозунговая фразеология более походит на трескучие речи политических ораторов в период предвыборной кампании, нежели на слово правдивого служителя Церкви, приправленное солью обличения и направленное на исправление человеческих нравов. Горькие и нелицеприятные истины должен возвещать миру святитель Христов, а не убаюкивать его лукавыми и льстивыми словами о каком-то великом будущем, наступление которого никогда не произойдет. Стоит сказать о том, что эта широковещательная папско-патриаршая политическая риторика находится в явном противоречии с официальной статистикой. Известно, что сегодня РПЦ МП имеет на всем латиноамериканском континенте не более трех десятков храмов, а католическая вера приходит здесь в упадок, что вызывает серьезную тревогу у Ватикана. Бразильский кардинал Клаудио Уммес, например, сомневается в том, что Латинская Америка может в  будущем оставаться католическим континентом. Ссылаясь на официальные данные, он заявил, что если в период Второго Ватиканского собора число прихожан католической Церкви в Латинской Америке составляло 90 %, то в 1991 году оно сократилось до 83 %, а сегодня составляет всего 67 %. «Как долго Латинская Америка будет оставаться католическим континентом?» – спрашивает кардинал. По его словам, сегодня на каждого католического пастора в Бразилии приходится два протестантских служителя. Но предположим, что в будущем Латинскую Америку и в самом деле ждет какой-то необычный расцвет католицизма. Может ли искренне радоваться православный Патриарх «динамичному» росту того вероисповедания, которое повреждает чистоту богооткровенной истины? Это все равно, что выражать радость по поводу умаления Божественного света, призванного просвещать всякого человека, грядущего в мир.

В п. 3 оба лица, подписавших заявление, настаивают на необходимости «совместных трудов католиков и православных, призванных с кротостью и благоговением дать миру отчет в нашем уповании (1 Петр. 3, 15)». Эти слова Заявления, прежде всего, выражают ту мысль, что католики и православные имеют одно общее упование, иначе говоря, одну общую веру. Ибо св. апостол Петр, когда велит христианам быть готовым дать отчет об уповании всякому вопрошающему, имеет в виду исповедуемую христианами веру. Возникает закономерный вопрос: когда же вера православная и католическая стала общей? Если католик и православный начнут совместно давать «отчет о своем уповании», то есть о своем вероисповедании, то не натолкнутся ли они сразу же на глубокие противоречия в понимании самых главных вероучительных догматов, например, в догмате о Святой Троице? Католичество ввело в Предание Церкви ложный догмат о главенстве Папы и о папской непогрешимости. Католичество причащает своих верующих только хлебом вопреки ясному повелению Богочеловека. Оно совершает евхаристию на опресноках и перенесло день празднования Пасхи. Католичество ввело обычай крестить окроплением и отказывает младенцем в миропомазании. Оно ввело требование безбрачия духовенства. Этот перечень нововведений католицизма, которых не знает Предание Вселенской Церкви, можно было бы продолжить. О каких же «совместных трудах» православных и католиков может идти речь? Кода нет общего «упования», нет единства в главном – в вере, то нет, и не может быть никаких «совместных трудов» по ее исповеданию.  

Такую же несообразность заключают в себе слова следующего, 4-го пункта Заявления. В нем говорится: «…Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства». Не совсем понятно, что именуется «духовным Преданием». Надо полагать, что под ним в Заявлении подразумевается Предание Церкви. Но о его неприкосновенности писал еще св. апостол Павел в своем послании к Галатам: «…Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). При всей своей исключительной любви к человеку, при неустанной молитве о единстве христиан, св. апостол был очень строг и категоричен в вопросе сохранения чистоты веры. Католицизм после первого тысячелетия христианства пошел по пути искажения чистоты апостольского благовестия и таким образом подпал под анафему апостола Павла. Следовательно, не может быть у православных с католиками общего Предания. Но, может быть, словосочетанием «духовное Предание» авторы Заявления выражают ту мысль, что у Православия с католицизмом имеются общие святые, прославленные в первом тысячелетии, до момента разделения Церквей? Однако и в этом случае надо будет признать ложность утверждения о духовной общности Православия и католицизма. Наличие общих святых отнюдь не доказывает общности веры, так как у православных есть общие святые не только с католиками, но и с монофизитами, и с монофелитами, и с несторианами, и даже с иудеями. Почему бы тогда не заявить об общности православных также и с перечисленными вероисповеданиями?

Отсутствие общности Предания повлекло за собой закономерный разрыв в евхаристическом общении между православными и католиками. Ибо только при единстве вероисповедания возможно единство христиан в главном таинстве Церкви – в таинстве Тела и Крови Христовой. Вероисповедание и евхаристия имеют тесную взаимосвязь. Они представляют собой органическое целое и не могут существовать отдельно друг от друга. Литургия выражает веру Церкви, вера Церкви осуществляет себя в литургии. Тот, кто нарушает единство вероисповедания, кто привносит в вероучение догматы, чуждые Преданию, неизбежно лишается и таинства евхаристии. Одно из двух: либо евхаристия православных есть истинное таинство Тела и Крови Христа, либо таковым является евхаристия, совершаемая в католичестве. Двух евхаристий, выражающих два вероисповедания, быть не может, как не может быть двух истин, как не может быть двух тел у единого Христа. Мыслить иначе – значит раздваивать Христа, рассекать Его на две Личности. Ложное утверждение об общности «духовного Предания», высказанное в п. 4 Заявления, неизбежно влечет за собой и неверное понимание вопроса разрыва евхаристического единства между православными и католиками.

В п. 5 Заявления говорится: «Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии». Разрыв в евхаристическом общении между православными и католиками произошел по причине нарушения последними целостности Предания. Нет единства в Предании – не может быть его и в таинстве евхаристии. Это аксиома церковной жизни. И заявлять о том, что православные и католики вот уже тысячу лет разделены в главном таинстве Церкви при общем вероисповедании – значит признавать наличие какого-то неизлечимого недуга в Ней, говорить о неисцелимом поражении Ее грехом разделения и обвинять Ее в бессилии излечить Самую Себя. Как же Она может тогда излечивать других? Является ли Она в этом случае Церковью Сына Божия, заключающей в Себе Его божественную благодать?

Далее в этом же п. 5 Заявления сказано, что православные и католики разделены «унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах – Отца, Сына и Духа Святого». Вот, оказывается, в чем корень разделения: Церковь была введена в заблуждение Ее учителями и подверглась разделению по вине разногласий, возникших между богословами. Вот кто, по утверждению Папы и Патриарха, повинен в трагическом разделении Церкви на православных и католиков. Но если бы установление догмата Св. Троицы было делом творчества человеческой личности, если бы Церковь в изъяснении Бога опиралась на усилия человеческого ума, если бы знание о Боге всецело определялось напряжением человеческого гения, то в этом случае действительно можно было бы предполагать, что мы оказались разделенными богословской деятельностью «наших предшественников». Между тем, вера Церкви, как известно, имеет богооткровенный характер. Церковь не «вырабатывает» знания о Боге. Она получает его от Бога в откровении, употребляя усилия для его правильного усвоения, для сохранения его в неизменности, для жизни по вере в полноценном общении Святого Духа. Справедливо и обратное: жизнь по вере является непременным условием сохранения чистоты богооткровенной истины. И утверждать, что православные и католики разделены различным пониманием Бога, имеющим объективный характер, – значит объявлять христианскую веру результатом творческой деятельности человеческого ума, отрицать ее богооткровенный характер, умалять ее божественный авторитет. В этом случае церковные разделения будут сколь совершенно неизбежными, столь и совершенно непреодолимыми никакими совместными заявлениями. Есть только один путь достижения единства Церкви – возвращение отпавших от Нее к чистоте и неповрежденности богооткровенной истины, категорическое отрицание ими тех догматов, которых не знает апостольская проповедь. 

В своей попытке объединить православных и католиков, минуя этот единственно возможный путь, Заявление опирается на известные слова Спасителя «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). И совершает подмену. Приведем слова Христа из Евангелия от Иоанна полностью. Молясь об апостолах, собранных с Ним вместе в Сионской горнице, Христос говорит: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино…» (Ин. 17, 20-21). Из приведенных слов явствует, что Христос здесь молится Отцу Своему не о единстве вообще всех верующих, не о всех тех христианских конфессиях, которые будут иметь место в будущем, но о верующих в Него по слову святых апостолов («по слову их»), в строгом и полном соответствии со всем новозаветным откровением. Совершенно очевидно, что католики не могут относиться к тем, кто верует во Христа по слову апостолов, так как католицизм существенно исказил апостольское учение и впоследствии догматизировал такие положения, которых не знает апостольская проповедь, и которые вступают в явное противоречие с апостольским словом, содержащимся в книгах Нового Завета. Это вовсе не означает, что молитва за католиков не нужна. Однако, молясь за них, мы должны хорошо понимать и отдавать себе отчет в том, что единство Церкви осуществимо только через единство в вере, свято хранимой по слову святых апостолов.

В п. 6 Папа Франциск и Патриарх Кирилл выражают надежду, что их встреча в Гаване будет способствовать достижению единства христиан, «о котором молился Христос». Участники встречи ставят перед собой великую и благороднейшую цель – достижение единства христиан. «Се что добро или что красно, – спрашивает псалмопевец, и сам же отвечает, – но еже жити братии вкупе». Однако для достижения богозаповеданного единства надо иметь четкое представление о том, какое единство имел в виду Спаситель в Своей молитве. Совершенно очевидно, что до тех пор, пока в людях остается разделенность в понимании главного вопроса бытия, они не смогут при всех своих усилиях достигнуть прочного и незыблемого единства. Ибо по-настоящему и глубочайшим образом люди могут объединяться только в понимании того, что есть истина. Только в том случае, когда истина, которую они выбирают, имеет богоданный характер, их единство становится нерасторжимым и ненарушимым никакими внешними силами. Вот об этом-то единстве и идет речь в Евангелии. Молясь о единстве Своих учеников, Христос отождествляет это единство с тем, которое Он имеет со Своим Отцом: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). Нерасторжимую духовную связь христиан друг с другом Спаситель уподобляет тому неизреченному и высочайшему единству, которое имеется у Лиц Пресвятой Троицы. Христос настаивает именно на таком таинственном, сверхчеловеческом, богоданном единстве Своих учеников и несколько раз повторяет в молитве: «Да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 22), «Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино» (Ин. 17, 23). Непременным и необходимым условием такого единства является живое пребывание человека в Боге. Только через пребывание личности в Истине и может осуществиться идеал подлинного единения людей друг с другом. Такое единство всех христиан не может быть результатом совместной работы отдельных религиозных организаций, религиозных деятелей, их встреч, переговоров, совместных заявлений, поскольку оно есть естественное и простое следствие пребывания христиан в едином Боге. Церкви, Ее иерархии, в первую очередь, необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы Ее члены пребывали в истине, тогда и подлинное единство христиан окажется достижимым без всякой дополнительной, побочной деятельности.

В п. 7 Заявления снова повторяется мысль о том, что католицизм и Православие разделены отнюдь не глубоким различием в понимании божественной истины, а «исторически унаследованными разногласиями». Этим утверждением перечеркивается подвиг веры многих исповедников Православия, отказавшихся принимать католическое вероучение и даже принявших мученическую кончину за свое твердое стояние в истине. Некоторые из них впоследствии были причислены Православной Церковью к лику святых. Один из них –  священномученик Исидор, пресвитер Юрьевский, который был утоплен вместе со своими прихожанами в реке Амовже за категорический отказ принять католичество. Если Православие и католицизм разделены «исторически унаследованными» недоразумениями, то возникает вопрос: в силу каких причин эти люди приняли мученическую кончину? Можно ли их поступок считать мужественным исповеданием истины? Или их решимость быть замученными объяснялась неразвитостью их сознания, тем недопониманием своей веры, которое возникло на почве «исторически унаследованных разногласий»? И если все это так, то почему же Церковь все-таки усмотривает в их поступке содержание святости?

В этом же п. 7 вновь звучит призыв Заявления к евангельскому сотрудничеству православных с католиками, к созиданию братских отношений между ними. Все это было бы возможным и желательным только в том случае, если бы католицизм отказался от своих догматических нововведений и литургических новшеств, находящихся в противоречии с Преданием Вселенской Церкви. Но о таком спасительном для католиков оставлении своих заблуждений в Заявлении не говорится ни единого слова. Заявление призывает католиков оставаться при своих пагубных заблуждениях, а православных молчаливо соглашаться с этими заблуждениями и тем самым предавать божественную истину, хранимую Православной Церковью. Может ли согласиться с подобным направлением всей церковной жизни совесть православного христианина?

http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1852

Переглядів: 112 | Додав: Yarko | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Календар
«  Травень 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архів записів
Друзі сайту
 
  
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2017 Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz