Меню сайту
Форма входу
Головна » 2018 » Березень » 27 » Канонизирован ли Патриарх Кирилл?
11:00
Канонизирован ли Патриарх Кирилл?

Канонизирован ли Патриарх Кирилл?

На фреске в алтаре храма Феодоровского монастыря в Городце Предстоятель Русской Церкви изображен с нимбом

«В любом случае изображение живого человека с нимбом, особенно в храме, совершенно недопустимо, потому что такое изображение может ввести в соблазн. И тот факт, что фотографию этой фрески убрали с официального сайта Московской Патриархии, подтверждает правильность моей мысли. Нимб — это знак святости. Тот, кто изобразил на фреске в алтаре Патриарха Кирилла с нимбом, оказал Святейшему „медвежью услугу“, этот человек явно перестарался в своем стремлении угодить Патриарху, он, что называется, „перегнул палку“», — заявил в интервью «Русской линии» преподаватель Одесской Духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Георгий Городенцев, говоря о фреске в алтаре соборного храма Феодоровского монастыря в городе Городце, на которой изображен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с нимбом.

Об этом факте в своем блоге в «Живом журнале» сообщил протодиакон Андрей Кураев. «12 сентября Патриарх Кирилл совершил освящение храма Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области, — пишет отец Андрей. — На внутренней стороне алтарной преграды (т. е. на стороне иконостаса, обращенной внутрь алтаря) под потолком была фреска с надписанием „св. Кирилл, Патриарх Московский“. Считаю уместными несколько комментариев: 1) Еще вчера на сайте висела фотография этой фрески. Сегодня ее нет. Похоже, Патриарх счел неуместным тиражирование такой необычной фрески. 2) Я был на этой службе и не уверен, что Патриарх заметил эту фреску. Епископы, сослужившие ему, явно заметили ее лишь во время чтения апостола (хотя и прибыли в храм на час раньше Патриарха) и, улыбаясь, кивали в ее сторону. Но Патриарх с горнего места туда не смотрел».

Фреска в алтаре храма Феодоровского монастыря в Городце с изображением Патриарха Кирилла с нимбом«Это изображение и разговор о нем считаю важным в контексте полемики с почитателями Ивана Грозного. Они в качестве аргумента в пользу якобы уже совершившейся в древности канонизации Ивана IV приводят его фреску с нимбом в Грановитой Палате Кремля. На самом же деле столь впечатляющее наших реформаторов изображение Иоанна Васильевича в нимбе просто выдает меру их незнакомства с русской историей. Ведь нимб в иератической живописи — это не только знак личной святости, но и знак святости того служения, которое нес изображенный человек. Далеко не все люди, чьи изображения сопровождаются нимбами, прославлены Церковью. С нимбом изображали себя на монетах своей чеканки и св. князь Владимир, и непрославленный Церковью князь Ярослав Владимирович, и анафематствованный Церковью Святополк Окаянный (убийца своих братьев — свв. Бориса и Глеба). Фотографии монет и их описание см.: Петрухин В. Я. Христианство на Руси во второй половине Х — первой половине ХI в. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002, сс. 104−107. Так и в Городце: изображение действующего Патриарха с нимбом не есть предвосхищение Божия суда и суда Церкви, не есть канонизация личности Патриарха Кирилла, но есть указание на святость Патриаршего служения. Несколько двусмысленное надписание „св“ может пониматься только как „Святейший“, то есть как часть официально-протокольного титулования Патриарха», — пишет миссионер.

«Признаюсь, когда один из владык обратил и мое внимание на эту фреску, я стал искать симметричную фреску нижегородского архиепископа Георгия. Но ее не было. (…) Фото убрали правильно, поскольку его значение понятно лишь для людей церковно-образованных. Феодоровский монастырь по замыслу его наместника игумена Августина должен стать образовательно-миссионерским центром, так что для богословски образованной братии вся система алтарной росписи была бы понятна, а прихожане этой фрески не видели бы. Признаюсь, я сам обратил внимание патриаршего фотографа на эту фреску и попросил ее снять. И, тем не менее, был удивлен, увидев ее на сайте», — признался протодиакон Андрей Кураев.

В свою очередь, протоиерей Георгий Городенцев заявил, что «изображение Патриарха Кирилла с нимбом — это проявление церковной вежливости, переходящей в лесть». «Человеком, делающим эту фреску, вероятно, двигало желание угодить, поэтому он что называется „пересластил“. Изображение с нимбом живых людей, а также неканонизированных почивших людей, не соответствует нашей традиции, оно не характерно. С нимбом обычно изображают святых, а также Господа. Если отец Андрей Кураев для всего может найти великие аргументы, то простых людей, не знакомых с древними книгами, рукописями, источниками, такое изображение может ввести в соблазн. Отец Андрей Кураев привел единичные отдельные примеры, которые, по сути, являются исключениями и аномалиями, и возвел эти исключения и аномалии в правило. Те примеры, которые привел отец Андрей Кураев, не являются повсеместной общепринятой практикой. Чтобы доказать, что-то или иное явление допустимо в Церкви, надо сперва доказать, что оно является повсеместной общепринятой практикой. Исключения, которые приводит отец Андрей Кураев, ничего ровным счетом не доказывают. Поэтому этот аргумент отца Андрея Кураева несерьезен. Другой его аргумент о том, что нимб относится не к святости человека, а к святости его служения, неизвестен простым людям. Такое изображение может спровоцировать микрорасколы на уровне приходов. Одни прихожане смирятся с этим изображением, другие будут недоумевать, как можно канонизировать человека при жизни».

(...)

То, что Патриарх Кирилл изображен с нимбом среди святых, да еще и загораживая святого благоверного князя Александра Невского, ненормально. Такие вещи нельзя делать, они не прославляют человека, а только вызывают у народа смущение и соблазн. Более того, я уверен, что филаретовцы — эти враги Православия, узнав об этой фреске, воспользуются этим фактом для дальнейшей атаки на Патриарха Кирилла. Если раньше Филарет обвинял Патриарха Кирилла в том, что он стремится стать православным папой, то сейчас он начнет обвинять Святейшего в том, что он себе присваивает святость и объявляет о своей канонизации еще при своей жизни. Филаретовцы используют любой предлог для нападок для Патриарха Кирилла, а это фреска дает им уникальную возможность вновь атаковать Святейшего», — считает известный богослов.

«Отец Андрей Кураев путает святость с саном. Как будто он не знает из истории Церкви, что некоторые Патриархи были еретиками. Сан не делает человека святым. Святость достигается личным подвигом человека, а не благодаря его сану. Надо эти вещи различать. Но обычно люди четко различают сан и личную жизнь человека», — заключил протоиерей Георгий Городенцев.
https://rusk.ru

Переглядів: 37 | Додав: xCosmick | Теги: Кирило Гундяєв, псевдоікона | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Календар
«  Березень 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архів записів
Друзі сайту
 
  
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2018 Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz